Реутова Светлана Александровна, воспитатель детского сада

Долгожданные первенцы идут в детский сад: регресс речевого развития в период адаптации

Воспитатель

МБДОУ ДС №2 «Звёздочка»

Реутова Светлана Александровна

 Добрый день, коллеги! Я работаю воспитателем в младшей разновозрастной группе детского сада «Звёздочка». В этом году 20 наших малышей впервые узнали, что такое детский сад и детское сообщество. Из 21 ребёнка группы «Солнышко» - 57% это дети из молодых семей с одним ребёнком. Нашу группу посещает 12 детей первенцев: это единственные в семье долгожданные детки, «залюбленные» внуки. Я не скажу, что они сильно отличаются от сверстников, имеющих братьев и сестер, такие же ласковые, шумные непоседы, но тем не менее к ним требуется особый подход.

Плюcы быть eдинcтвeнным peбeнкoм в ceмьe

-Oн пoлyчaeт вcю любoвь и внимaниe poдитeлeй.

-Eдинcтвeннoe дитя пoлyчaeт бoльшe игpyшeк чeм oбычнo.

-Oн нe дoлжeн cooтвeтcтвoвaть cтaндapтaм cтapших бpaтьeв или cecтep.

Mинycы

-У нeгo мoжeт paзвитьcя «cиндpoм мaлeнькoгo импepaтopa В peзyльтaтe ребенок cтaнoвитcя избaлoвaнным, и вeдeт ceбя cлишкoм эгoиcтичнo.

-Oтeц c мaтepью мoгyт cтaть cлишкoм пpивязaнными к cвoeмy eдинcтвeннoмy чaдy.

  Когда малыш начинает произносить свои первые слова, нам так умилительно слышать этот лепет, что, не задумываясь, сами начинают так разговаривать. И тут появляется «бибика» вместо «машины», «гули-гули» вместо «голубей», «няма» вместо «еды» и так до бесконечности. Не спорю, это один из этапов речевого развития, но, очень часто такая речь входит в привычку к родителям и лепет у ребенка затягивается до 3-4-5 лет. Заметим, что к моменту поступления ребенка в детский сад (1,5-2 года) в словаре детей должно присутствовать от 40 до 200 слов, которые они могут выстраивать в простые предложения.

Поступление в детский сад – особый период в жизни ребенка. Для первенца это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, и другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой.

В этот период можно широко наблюдать РЕГРЕСС РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. И если ребенок уже доступно выражал свои мысли, пусть не всегда полными словами, вдруг снова замолкает, когда начинает ходить в садик и выглядит это так, словно ребенок забыл всю уже усвоенную речь. Это не так, его пассивный словарь продолжает пополняться даже в этот период.

Особенно страдают те дети, где в семье воспитывается один ребенок  и все их общение это: мама-ребенок, бабушка-ребенок. Таким детям трудно знакомиться с новыми людьми, большое количество детей в группе вызывает страх, стремление уединиться. Чем уже был круг общения до поступления в детский сад, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. В работе с дошкольниками я широко использую такие формы как:

- хороводные игры, они помогают формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками,

-индивидуальные игры с предметами: формируют чувство уверенности в окружающем;

-совместное художественное творчество, в котором закрепляются 
 коммуникативные навыки детей, снижается уровень дезадаптивности в социуме;

-устное народное творчество: ритмичность, занимательность прибауток, речёвок привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить их, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи

Как помочь ему пройти период  адаптации безболезненно и не затормозить в развитии? Важно диалог с мамами и папами выстраивать открыто, идя от детских проблем к путям их решения.

К чему нужно быть готовым мамам и папам?

Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.

1.Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он может чувствовать одиночество, напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером. Огромнейшая ошибка родителей заключается в нежелании играть со своими детьми. Да, для нас это скучно и неинтересно, но для ребенка любого возраста это огромная радость и  толчок в развитии, и речи в том числе. Рекомендую выбирать игры сопровождаемые текстом. Причем нежные объятия и совместные действия направляются не только на взрослого, но и на отстраненный предмет (например, игрушку).

2. В период адаптации может наблюдаться короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. В это время будут уместны совместные «тихие» игры (с пирамидкой, с кубиками). В процессе игры обязательно сопровождайте словом все свои действия, приобщайте ребенка к проговариванию действий, успехов и неудач. Радуйтесь и переживайте вместе с ним.

3. Страхи, агрессия капризы в саду или дома. Ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду. Не торопиться собираться домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись. Здесь хочу отметить недостатки общения со стороны «молчаливых мам». Это заботливые мамы, у которых ребенок всегда сыт, опрятен, имеет весь арсенал всевозможных игрушек, НО дефицит общения приводит к угасанию речевого общения , к задержке речевого развития. У «молчаливых мам» как правило растут «неговорящие дети», с ограниченным словарным запасом. «Молчаливым мамам» я обычно рекомендую уделять 10 минут в день чтению или совместному слушанию аудиосказок, тк они тоже способствуют развитию речи и увеличению словарного запаса. Подражая грамотной речи, ребенок начинает и сам правильно говорить, проявлять артистические способности. И даже если  ребенок сам не говорит, он многое понимает. Нередко проявления регрессии вызваны у крохи неумением словами выразить собственные эмоции.

Перечисленные факты- это все нормальные, временные явления и они пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Да, развитие ребёнка в период адаптации притормаживается, но благодаря совместной работе со стороны родителей и воспитателей можно преодолеть все трудности привыкания ребенка к доу и обеспечить прогресс развития речевых умений.

1 июня 2021 в 18:29