Реутова Светлана Александровна, воспитатель детского сада
Конспект Интегрированное занятие по стихотворению Мусы Джалиля «Красная ромашка» в подготовительной к школе группеПрограммное содержание: Цель: На основе творчества национального героя Татарии М. Джалиля расширить представления детей о героическом прошлом нашей Родины, познакомить с его стихотворением «Красная ромашка». Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Задачи: Речевое развитие: продолжать формирование у детей представления о Великой Отечественной войне; стимулировать интерес к истории посредством знакомства с жизнью и творчеством поэта Мусы Джалиля; воспитывать уважение и чувство гордости к Мусе Джалилю, как поэту – герою; Художественно – эстетическое развитие: познакомить детей с техникой торцевание из бумаги, научить приёму изготовления объёмного цветка, развивать мелкую моторику рук и глазомер, умение скручивать «торцовочку» из квадратиков. Социально – коммуникативное развитие: воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм и любовь к родной земле.
Физическое развитие: развивать двигательную активность у детей на занятии используя физминутку.
Предварительная работа: поисковая деятельность – информация о жизни и творчестве М.Джалиля.
Формы организации совместной деятельности: просмотр презентации; объяснение пословиц; проведение физминутки; прослушивание стихотворений; организация выставки готовых работ и их анализ.
Оборудование: Заготовка для Книги памяти (изготовленная из картона, оформленная в виде военного альбома, шапочки-ромашки для игры- драматизации, ноутбук с презентацией, фоновая музыка на военную тему (интернет), листы с ромашками, гафрированная бумага, клей, кисточки. Ход занятия Воспитатель: Ребята, в этом году мы с вами отмечаем 79 лет Победы в Великой Отечественной войне. А что же мы с вами можем сделать в честь Победы? (ответы детей: собрать фотографии о войне, сделать презентацию, познакомиться с произведениями и стихами о войне, нарисовать рисунки, сделать фотографии) Воспитатель: Все правильно вы сказали ребята. Сегодня я вам предлагаю создать Книгу памяти о поэтах-героях Великой Отечественной войны. И нашим первым поэтом будет Муса Джалиль, который был на войне, и которому 15 февраля исполнилось бы 118 лет. Он не просто поэт, он национальный герой. Ребята, а кто такой герой? Дети: герой – мужественный человек, смелый человек,
Воспитатель:
А какие пословицы о Родине мы с вами знаем? Дети: 1.Нет в мире краше Родины нашей. 2. Человек без Родины, что соловей без песни 3.Жить – Родине служить. 4. Кто за Родину горой, тот истинный герой. Воспитатель: А я вас сейчас познакомлю с татарскими пословицами о родине, послушайте:
1.Туган ана бер, туган Ватан бер.- перевод Родная мать одна, и Родина одна. 2.Чит илне макта, yз илен дэ яшэ.- перевод Чужбину хвали, на родине живи. Воспитатель: Скажите пожалуйста, одинаковый или разный смысл всех этих пословиц? Дети: одинаковый Воспитатель: правильно ребята, ведь к какой бы национальности не относился человек- Родина для всех одна. Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с биографией татарского поэта -героя. Внимание на экран (показ презентации)
(Слайд 2, 3) Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в большой бедной татарской семье. Мальчик рано научился читать. Ему еще не было 6 лет, он просился в школу. В 6-7 лет Муса не только научился читать, но и выучил множество стихов. А первое стихотворение написал в 9 лет. Сбылась мечта Джалиля – он стал поэтом. В своих стихах он славил Родину, писал о том как она прекрасна. Муса Джалиль написал много стихов и для детей, потому что у него была дочь Чулпан. (Слайд 4,5,6,7) Все было хорошо, но 22 июня 1941 г. напали на нашу Родину фашисты. И разве мог Мусса Джалиль не встать на защиту своей любимой Родины. Как герой сражался Мусса на фронте с врагами, но в неравном бою был ранен и попал в плен. Фашисты узнали знаменитого татарского поэта и обманом хотели заставить служить им. Но не такой был М. Джалиль, он был настоящим сыном своего Отечества и за это был приговорен к смертной казни. До самой своей последней минуты М. Джалиль писал стихи. Писал он их и в тюрьме. Стихотворение «Красная ромашка» тоже было написано там. Погиб поэт как герой, не склоняя головы перед врагом, не предал своей Родины и своего народа. (слайд 8,9) За необыкновенную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, Джалилю посмертно присвоено звания Героя Советского Союза и поставили в г. Казани ему памятник, чтобы люди всего мира знали, что есть у татарского народа верный сын и герой М. Джалиль. А как до нас дошли его стихи? Он передал их своим сокамерникам, они их сохранили и привезли в Россию.
Воспитатель: Муса Джалиль много стихов написал для детей: «Петушок», «Храбрый заяц», «Кукушка», «Вороватый котенок», «Храбрый джигит», «Родник». (рассматривание книг) Но сегодня мы с вами остановимся на стихотворении «Красная ромашка» Сейчас Даша, Василиса и Алина прочитают это стихотворение. (инсценировка стихотворения ) Луч поляну осветил (Василиса)
Ветерок их приласкал,
Так качаются они,
Вдруг ромашки встрепенулись, ( Алина)
Эта девочка была
Все — как снег, она одна,
— Где взяла ты этот цвет?
— Вот какое вышло дело. (Даша)
И плечо в плечо со мной
Он их бил, не отступил,
Он ушел, его здесь нет —
Воспитатель: А теперь послушайте отрывок этого стихотворения на татарском языке: (прослушать аудиозапись с интернет-источника) Кызыл ромашка Ирт нге та нурыннан
Назлады ил аларны,
Ч чк л р, к ефл неп,
Воспитатель: Ребята, о чем же рассказывает нам это стихотворение? (Ответы детей) Воспитатель: М. Джалиль в своем стихотворении рассказывает о войне, о своей любимой природе. Почему ромашка красная? это кровь солдата окрасила ромашку. Он рассказал о бое словами ромашки настолько проникновенно, что ясно представляешь картину боя, как один боец сражается против целого отряда фашистов. Поэт словами ромашки передает и грусть, и тревогу, и тоску, и гордость за погибшего героя, ведь только она видела, как погиб этот солдат. Можно назвать этого солдата героем? Можно сказать, что этот боец мужественный, храбрый человек? Конечно. А сейчас давайте поиграем в игру «Ромашка» Физминутка "Ромашка"
У ромашки лепестки, (потянулись руками вверх, в стороны) Словно пальцы у руки (руки вперед, растопырили пальчики, повертели-показали) Крошка на зеленой ножке (потянулись руками вверх, в стороны) Растопырили ладошку. (Руки вперед, растопырили пальчики, повертели-показали) Воспитатель: проходите за столы и сегодня мы с вами выполним красную ромашку в новой технике – торцевания. Она выполняется из гафрированной бумаги с помощью торца кисточки, т.е. тупого конца. У вас на столе лежит заготовка ромашки и уже нарезанные квадратики красной и зеленой бумаги. Торец кисточки (тупой конец) ставим на середину квадратика, закручиваем бумагу вокруг торца, чтобы образовалась трубочка - торцовочка. Ставим ее на клей и аккуратно вынимаем стержень. Каждую следующую торцовку приклеиваем рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Таким образом, заполняем торцовками всю ромашку. (звучит грустная фоновая музыка о войне, дети выполняют задание) Воспитатель: Ребята, какие замечательные работы у вас получились. Каждый из вас нарисовал свой рисунок так, как прочувствовал это стихотворение. Давайте мы с вами сделаем выставку ваших работ. Нам всем нужно, чтобы был мир на Земле, чтобы все люди оберегали нашу планету от войны и тогда ромашки будут белыми, а небо синим. Очень важно, чтобы все люди объединились в борьбе за мир. Вы все большие молодцы, спасибо за работу.
9 марта 2024 в 11:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.