Реутова Светлана Александровна, воспитатель детского сада

Конспект Интегрированное занятие по стихотворению Мусы Джалиля «Красная ромашка» в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

Цель: На основе творчества национального героя Татарии М. Джалиля расширить представления детей о героическом прошлом нашей Родины, познакомить с его стихотворением «Красная ромашка».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. 

Задачи:

Речевое развитие: продолжать формирование у детей представления о Великой Отечественной войне; стимулировать интерес к истории посредством знакомства с жизнью и творчеством поэта Мусы Джалиля; воспитывать уважение и чувство гордости к Мусе Джалилю, как поэту – герою;

Художественно – эстетическое развитиепознакомить детей с техникой торцевание из бумаги, научить приёму изготовления объёмного цветка, развивать мелкую моторику рук и глазомер, умение скручивать «торцовочку» из квадратиков.

Социально – коммуникативное развитие: воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм и любовь к родной земле.

 

Физическое развитиеразвивать двигательную активность у детей на занятии используя физминутку. 

 

Предварительная работа: поисковая деятельность – информация о жизни и творчестве М.Джалиля.

 

Формы организации совместной деятельности: просмотр презентации; объяснение пословиц; проведение физминутки; прослушивание стихотворений; организация выставки готовых работ и их анализ.

Оборудование: Заготовка для Книги памяти (изготовленная из картона, оформленная в виде военного альбома, шапочки-ромашки для игры- драматизации, ноутбук с презентацией, фоновая музыка на военную тему (интернет), листы с ромашками, гафрированная бумага, клей, кисточки.

Ход занятия

Воспитатель:

 Ребята, в этом году мы с вами отмечаем 79 лет Победы в Великой Отечественной войне. А что же мы с вами можем сделать в честь Победы?  (ответы детей: собрать фотографии о войне, сделать презентацию, познакомиться с произведениями и стихами о войне, нарисовать рисунки, сделать фотографии)

Воспитатель: Все правильно вы сказали ребята. Сегодня я вам предлагаю создать Книгу памяти о поэтах-героях Великой Отечественной войны. И нашим первым поэтом будет Муса Джалиль, который был на войне, и которому 15 февраля исполнилось бы 118 лет. Он не просто поэт, он национальный герой. Ребята, а кто такой герой?

Дети: герой – мужественный человек, смелый человек,
 сильный человек, бесстрашный человек, решительный человек, человек, который рискует своей жизнью.

Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы все правильно сказали.
Герой – это храбрый, мужественный, смелый, отважный, доблестный человек, который всегда готов встать на защиту своей Родины.

А какие пословицы о Родине мы с вами знаем?

Дети:

1.Нет в мире краше Родины нашей.

2. Человек без Родины, что соловей без песни

3.Жить – Родине служить.

4. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Воспитатель: А я вас сейчас познакомлю с татарскими пословицами о родине, послушайте:

 

1.Туган ана бер, туган Ватан бер.- перевод Родная мать одна, и Родина одна.

2.Чит илне макта, yз илен дэ яшэ.- перевод  Чужбину хвали, на родине живи.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, одинаковый или разный смысл всех этих  пословиц?

Дети: одинаковый

Воспитатель: правильно ребята, ведь к какой бы национальности не относился человек- Родина для всех одна.

Воспитатель: Сегодня я  познакомлю вас с биографией татарского поэта -героя. Внимание на экран (показ презентации)

 

(Слайд 2, 3)

Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в большой бедной татарской семье. Мальчик рано научился читать. Ему еще не было 6 лет, он просился в школу. В 6-7 лет Муса не только научился читать, но и выучил множество стихов. А первое стихотворение написал в 9 лет. Сбылась мечта Джалиля – он стал поэтом. В своих стихах он славил Родину, писал о том как она прекрасна. Муса Джалиль написал много стихов и для детей, потому что у него была дочь Чулпан.

(Слайд 4,5,6,7)

Все было хорошо, но 22 июня 1941 г. напали на нашу Родину фашисты. И разве мог Мусса Джалиль не встать на защиту своей любимой Родины. Как герой сражался Мусса на фронте с врагами, но в неравном бою был ранен и попал в плен. Фашисты узнали знаменитого татарского поэта и обманом хотели заставить служить им. Но не такой был М. Джалиль, он был настоящим сыном своего Отечества и за это был приговорен к смертной казни. До самой своей последней минуты М. Джалиль писал стихи.

Писал он их и в тюрьме. Стихотворение «Красная ромашка» тоже было написано там. Погиб поэт как герой, не склоняя головы перед врагом, не предал своей Родины и своего народа.

(слайд 8,9)

За необыкновенную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, Джалилю посмертно присвоено звания Героя Советского Союза и поставили в г. Казани ему памятник, чтобы люди всего мира знали, что есть у татарского народа верный сын и герой М. Джалиль. А как до нас дошли его стихи? Он передал их своим сокамерникам, они их сохранили и привезли в Россию.

 

Воспитатель: Муса Джалиль много стихов написал для детей: «Петушок», «Храбрый заяц», «Кукушка», «Вороватый котенок», «Храбрый джигит», «Родник». (рассматривание книг)

Но сегодня мы с вами остановимся на стихотворении «Красная ромашка»

Сейчас Даша, Василиса и Алина прочитают это стихотворение. (инсценировка стихотворения )

Луч поляну осветил (Василиса)
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.

Так качаются они,
Наслаждаются они.

Вдруг ромашки встрепенулись, ( Алина)
Все к подружке повернулись.

Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.

Все — как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась: —
Почему ты изменилась?

— Где взяла ты этот цвет?
А подружка им в ответ:

— Вот какое вышло дело. (Даша)
Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет —
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя,
Как Чулпан-звезда горю я.

Воспитатель: А теперь послушайте отрывок этого стихотворения на татарском языке: (прослушать аудиозапись с интернет-источника)

Кызыл ромашка

Ирт нге та нурыннан
Уянды ромашкалар.
Елмаеп, х л сорашып,
К зг -к з караштылар.

Назлады ил аларны,
Тибр теп ак чукларын,
Та сипте сл рен
Хуш исле саф чыкларын.

Ч чк л р, к ефл неп,
ай гына селкендел р.
м кин т шунда га п
Бер я а х л к рдел р.

Воспитатель: Ребята, о чем же рассказывает нам это стихотворение? (Ответы детей)

Воспитатель: М. Джалиль в своем стихотворении рассказывает о войне, о своей любимой природе. Почему ромашка красная? это кровь солдата окрасила ромашку. Он рассказал о бое словами ромашки настолько проникновенно, что ясно представляешь картину боя, как один боец сражается против целого отряда фашистов. Поэт словами ромашки передает и грусть, и тревогу, и тоску, и гордость за погибшего героя, ведь только она видела, как погиб этот солдат. Можно назвать этого солдата героем? Можно сказать, что этот боец мужественный, храбрый человек? Конечно.

 А сейчас давайте поиграем в игру «Ромашка»

Физминутка "Ромашка"

У ромашки лепестки, (потянулись руками вверх, в стороны)

Словно пальцы у руки (руки вперед, растопырили пальчики, повертели-показали)

Крошка на зеленой ножке (потянулись руками вверх, в стороны)

Растопырили ладошку. (Руки вперед, растопырили пальчики, повертели-показали)

Воспитатель: проходите за столы и сегодня мы с вами выполним красную ромашку в новой технике – торцевания. Она выполняется из гафрированной бумаги с помощью торца кисточки, т.е. тупого конца. У вас на столе лежит заготовка ромашки и уже нарезанные квадратики красной и зеленой бумаги. Торец кисточки (тупой конец) ставим на середину квадратика, закручиваем бумагу вокруг торца, чтобы образовалась трубочка - торцовочка. Ставим ее на клей и аккуратно вынимаем стержень. Каждую следующую торцовку приклеиваем рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Таким образом, заполняем торцовками всю ромашку.

 (звучит грустная фоновая музыка о войне, дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, какие замечательные работы у вас получились. Каждый из вас нарисовал свой рисунок так, как прочувствовал это стихотворение. Давайте мы с вами сделаем выставку ваших работ. Нам всем  нужно, чтобы был мир на Земле, чтобы все люди оберегали нашу планету от войны и тогда ромашки будут белыми, а небо синим. Очень важно, чтобы все люди объединились в борьбе за мир.

Вы все большие молодцы, спасибо за работу.

 



 

 

 

 

 

9 марта 2024 в 11:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.