Реутова Светлана Александровна, воспитатель детского сада
Программа по финансовой грамотностиДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД Возраст: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) Уровень программы: стартовый Автор программы: Педагог дополнительного образования Реутова Светлана Александровна СОДЕРЖАНИЕ Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка____________________________________стр.3 1.2.Цели и задачи____________________________________________стр.5 1.3.Содержание программы___________________________________стр.6 1.4.Планируемые результаты__________________________________стр.9 Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1.Календарный учебный график______________________________стр.10 2.2.Условия реализации программы____________________________ стр.17 2.3.Планируемые результаты__________________________________стр.22 2.4.Формы аттестации________________________________________стр.23 2.5.Оценочные материалы____________________________________ стр.25 2.6.Методическое обеспечение_________________________________стр.26 2.7.Список литературы_______________________________________ стр.30 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансовая азбука» Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад №2 «Звёздочка» МО «Барышский район» разработана на основе парциальной образовательной программы «Садко В мире финансов»: формирование основ финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста – Ульяновск, 2019 г. Реализация программы строится в соответствии с нормативной базой: - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года; - СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы: - Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ); - Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий: - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» - «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; Адаптированные программы: - Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09 Локальные акты ОО (Устав, Положение о проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП). Направленность программы: социально – гуманитарная Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Финансовая азбука» реализуется как дополнительное образование с воспитанниками старшего дошкольного возраста (5-6 лет), 2 раза в неделю во второй половине дня, состоит из двух модулей и включает в себя 72 часа. Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка с взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Адресат программы Наполняемость групп в объединении – 15 чел. Принцип комплектования групп: Дети в возрасте 5-6 лет. Постоянный состав. Зачисляются дети без конкурса. Предварительной подготовки и специальных навыков не требуется. Уровень программы: стартовый Объем программы: 72 часа. Форма обучения: очная. Возможна реализация в дистанционном формате. Срок освоения программы :1 год Режим занятий. Занятия проводятся по 1 часу, 2 раза в неделю. Общее количество часов, отведенных на реализацию всей программы за год 72 часа. Характеристика возрастных особенностей воспитанников 5-6 лет Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу, установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка. Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой. Дети 5-6 лет помимо вербальных средств общения овладевают также невербальными (жесты, мимика), способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации. При развитии познавательных способностей основное внимание переносится с содержания обучения на его средства. Что касается развития других общих способностей и личности ребенка, то тут по-прежнему, основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставление инициативы), развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка. И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие педагога с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества. 1.2. Цель и задачи программы Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста. Задачи реализации Программы: Образовательные: --- познакомить воспитанников с денежной сферой жизни; --- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) --- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; --- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; Развивающие: --- подготовить к принятию своих первых финансовых решений; --- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; --- научить соотносить понятия надо, хочу и могу; --- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: • трудиться, работать и зарабатывать; • деньги, доходы; • • покупать, тратить, расходовать, транжирить; • откладывать, копить, сберегать; • одалживать, занимать, отдавать, возвращать; • планировать, экономить. --- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе; -подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться * карманные (личные) деньги. Воспитательные: --- активизировать коммуникативную деятельность детей; --- стимулировать интерес к изучению мира финансов; --- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; --- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; --- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка. 1.3.Содержание программы Учебный план
Программа состоит из 2 модулей, которые поделены на 9 разделов. 1 модуль «Деньги и общество» Раздел 1. Потребности. Раздел 2. Труд. Раздел 3. Товар Раздел 4. Деньги Раздел 5. Семейный бюджет 2 модуль «Я в мире финансов» Раздел 6. В мире профессий Раздел 7. Как деньги приходят и куда расходятся Раздел 8. Путешествие денег по городу Раздел 9.Моя первая копилка В 1 разделе воспитанники знакомятся с экономическими терминами: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности». У детей формируются представления об ограниченности возможностей. Воспитанники определяют не только основные потребности человека, но и самые жизненно важные потребности человека в различных ситуациях. Дети выбирают необходимые для жизни предметы и соотносят собственные желания и возможности, понимают разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу». - Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека. В 2 разделе воспитанники знакомятся с трудом взрослых, определяют продукт труда, соотносят профессию с ее атрибутами.У детей формируется понятие значимости труда для человека. - Изучение раздела «Труд» подготавливает дошкольников к изучению разделов «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека. В 3 разделе воспитанники знакомятся с понятиями: «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама». Учатся определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара. У детей формируются первоначальные представления о купле-продаже товаров. На практике сравнивают цены на товар, объясняют разницу. Учатся выбирать товар в соответствии с ценой и качеством. - Изучение раздела «Товар» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Труд», закрепляет понимание того, что любой товар создаётся трудом для удовлетворения потребностей человека. Усвоение раздела «Товар» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Деньги», способствует пониманию роли денег в процессе купли-продажи. На практике закрепляют знания о внешнем виде современных денег. Учатся находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства. Формируется разумное отношение к расходованию денег. В 4 разделе воспитанники знакомятся с первоначальными представлениями о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Дети знакомятся с понятиями: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта». На практике закрепляют знания о внешнем виде современных денег. Учатся находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства. Формируется разумное отношение к расходованию денег. - Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги. Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи. В 5 разделе воспитанники знакомятся, с первоначальными представлениями о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. У детей формируются первоначальные представления о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи. На практике формируется представление о расходах семьи. Учатся понимать и выделять основные потребности семьи и способы их удовлетворения. - Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию модуля «Финансовая азбука». В рамках раздела «Семейный бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности», «Деньги», «Труд». В 6 разделе происходит знакомство с многообразием профессий человека. На практике дети видят, что людям многих профессий для облегчения труда помогают разнообразные машины и техника (станки, аппараты, оборудование). Формируется представление о труде людей творческих профессий. Дети узнают о новых современных профессиях, которые появляются, благодаря запросам современного образа жизни. Знакомятся с профессиями, востребованными в родном крае. Формируется представление о профессиях будущего, которые используют нано - технологии. В 7 разделе воспитанники знакомятся с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи. Расширяется словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «выигрыш». Формируется чувство меры в своих желаниях, правильное отношение к деньгам. Воспитанники определяют и различают потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности. В 8 разделе у воспитанников формируется умение подмечать простейшие экономические явления. Знакомятся со словами и действиями, относящимися, к экономике. На практике дети прослеживают пути денег из семейного бюджета на покупки товаров, оплату услуг. Раскрывается сущность понятия «пластиковая карта» и знакомятся с наличными и безналичными деньгами. Узнают, что при помощи пластиковой карты можно производить различные финансовые операции: расплатиться за покупку, услугу, перевести деньги в любой регион. В 9 разделе воспитанники знакомятся с экономическим термином «семейные сбережения». На практике выясняют, что могут осуществлять действия, экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета, сохраняя семейные сбережения. Учатся высказывать своё мнение по вопросам семейной экономики. Формируются такие качества: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие. Осуждается жадность и расточительность. Проявляется собственное отношение к вопросам семейной экономики. Формируется разумное отношение к расходованию денег. Учебно- тематический план работы Программа реализуется с 01 сентября по 31 мая, состоит из 73 занятий, периодичность занятий 2 занятия в неделю, продолжительность занятий не более 45 минут. Время проведения: вторая половина дня Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная. Количество занятий - 73 Методы: игровой практический, наглядный, словесный. Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования. Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности: - упражнения на мелкую моторику; - экспериментальная деятельность; - игровые ситуации; - мозговой штурм; - чтение произведений детской литературы; - рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»; - поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку». 2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Литература, используемая при проведении занятий с воспитанниками: Сказки, рассказы: 1. Н.Иволга «Когда я вырасту я стану сбербанкиром» 2. «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову 3. «Сами виноваты» По С. Михалкову 4. Т.А. Шорыгина «Беседы о профессиях» 5. Т.А. Шорыгина «Трудовые сказки» 6. Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» 7. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете» 8. В. Сухомлинский «Жадный мальчик» 9. Сказка «Хранители бюджета» 10. Аким Яков «Жадина» 11. Татьяна Казырина «Жадина» 15. Рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала» Игры, дополнительный раздаточный материал Картинки «Профессии» - онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/ kartinkiprofessii-dlya-detej.html Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskieraskraski/raskraska-dengi Электронные ресурсы: 3 апреля 2024 в 17:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.